Шкала тонов ЛРХ – это описание наиболее характерных закономерностей человеческого поведения, связанного с генерированием определённых колебаний (вибраций). Принято считать, что человек в «низком» тоне хуже себя чувствует, чем в «высоком» тоне. Но на деле каждый человек выбирает для себя именно тот тон, в котором он в среднем чувствует себя наиболее комфортно. И это может быть любой тон, отнюдь не высокий, как зачастую можно наблюдать. Выбор той или иной частоты колебаний определяется желанием тэтана получать максимум удовольствий. Если низкотональный человек стал бы вдруг много общаться с высокотональными людьми, то он вскоре бы устал от необходимости поддерживать высокую частоту колебаний. Точно так же высокотонный человек, попав в низкотональную среду, достаточно быстро утомляется и стремится вырваться на «свежий воздух» высокотонального общения. Значит, существует некоторое оптимальное значение тона, в котором человек чувствует себя наиболее комфортно («средний» тон по ЛРХ). В своём оптимальном тоне человек может находиться очень долго потому, что ему не составляет большого труда генерировать данную частоту, и он получает при этом приемлемое удовольствие.
В принципе каждый тэтан способен генерировать любую частоту – от нуля (Статика) до бесконечности (что тоже может рассматриваться как Статика). Однако реально, вследствие наложенных на себя ограничений, тэтан имеет довольно узкий диапазон генерирования и восприятия эмоциональных тонов. И оптимальным (средним) его тоном будет тот, который соответствует максимальному количеству сделанных тэтаном суждений за его долгую-долгую жизнь. Тэтан «застревает», «залипает» на этих суждениях и, как следствие этого, постоянно генерирует соответствующий им эмоциональный тон.
Рассмотрим наиболее известные уровни шкалы тонов под тем углом зрения, что человек получает настоящее удовольствие от каждого тона, в котором он находится. Кстати, это объясняет тот факт, почему одни и те же люди с удовольствием смотрят не только смешные комедии, но и напрягающие нервы боевики, и интересные детективы, и бестолковые (развлекательные) шоу и т.д. Удовольствия извлекаются при переживании любого тона, … если оно не длится слишком долго.
Сожаление – это удовольствие от отбрасывания своих постулатов и всякой ответственности, как костылей, ставших ненужными после смерти своего тела. Полезное средство – прояснить для себя, не осталось ли ещё каких-нибудь не проигравших постулатов.
Смерть – это удовольствие прощания с телом. Это удовлетворённое оставление (отбрасывание) терминала, ставшего совсем непригодным для реализации своих постулатов. Полезное средство – реанимация тела, обращение на него сильного внимания других людей (желательно с медицинским образованием).
Апатия – Сожаление более высокого тона1. Это удовольствие оттого, что хотя бы тело ещё живо. Полезное средство – посмотреть вокруг и замечать что-нибудь, что напоминает о других, ещё не проигравших постулатах.
Горе – это удовольствие раба своих постулатов, эмоциональный скрип (скрежет), вызванный только что случившимся проигрышем постулатов. То есть проигрышем идей, решений, суждений – того, чего во вселенной MEST нет (крах мира собственных иллюзий). Однако в тоне горя люди компульсивно пытаются вернуть в материальный мир то, что распалось на уровне идей. Невозможность этого «убивает» тэтана. Он чувствует себя ничтожеством, не способным восстановить распавшийся мир (своих иллюзий), и принимает деградирующие суждения. И об этом плачет. Однако лучшим средством от горя было бы выяснить, какие же всё-таки постулаты, решения и суждения проиграли, когда и где они были созданы, и просто отменить их (разобрать проигравшую модель). После этого автоматически восстановятся более ранние задавленные постулаты, а вместе с ними – и бодрость. Обычно многие люди так и поступают, только на это размоделирование – восстановление от большого горя им порой не хватает всей их оставшейся жизни.
Сочувствие – Горе более высокого тона. Это предвкушение, умиление от созерцания полного краха. Это взгляд на себя (свой мир) с точек зрения других людей (других миров). Накануне краха тэтан разбрасывает точки зрения, чтобы лучше видеть развёртывающуюся трагедию. Полезное средство – вернуть себе разбросанные повсюду свои точки зрения.
Скрытая враждебность – это удовольствие от утаивания своей враждебности из-за принятого когда-то решения, что бесполезно спасать ситуацию, проявляя явную враждебность. Полезное средство – рассмотреть случаи, когда проиграли постулаты выражения враждебности, и пересмотреть свои суждения.
Скука – Апатия более высокого тона (ЛРХ). Это удовольствие от ничего не делания, наслаждение неизменностью созданного мира иллюзий и удовлетворение собой. Но неизменность эта не менее иллюзорна, чем созданный мир. На самом деле наблюдается закат солнца без особых надежд, что оно взойдёт снова. Конец близок, хотя всё идёт вроде бы нормально. Полезное средство – назвать вещи, которые скоро должны (могут) погибнуть (разрушиться, утратиться), и перемоделировать свой мир.
Интерес – это удовольствие от возможного развития своего мира иллюзий, предвкушение. Удовлетворяя интерес, можно подняться до консерватизма.
Консерватизм – Скука более высокого тона. Это удовольствие от потока незначительных изменений, не расшатывающих основы своего мира иллюзий. Получая мощный дополняющий постулат, можно подняться до сильного интереса.
Сильный интерес – это «анти-скрытая враждебность», жажда перемен, развития, усложнения мира иллюзий. Перенос точек зрения на другие миры и желание совместного с ними развития. Поток удач (быстрая реализация постулатов) приводит к веселью.
Веселье – как бы небрежное, лёгкое с виду отношение к ответственности, взятие – отпускание её без долгих размышлений. Это удовольствие от как бы «саморазвивающегося» мира собственных иллюзий. Встречный поток дополняющих постулатов приводит к энтузиазму.
Энтузиазм (радость) – Консерватизм высокого тона. Это удовлетворение достигнутой вершиной, пиком, завершённостью построения «совершенного» мира иллюзий. Достижение «предела мечтаний».
Эстетика – это «сверх-сильный интерес». Это взгляд на достигнутый собой уровень с точек зрения других «строителей» других миров.
Этика – Энтузиазм более высокого тона. Это рассмотрение самых основ успеха, раздумья о «правильности» своего мира по сравнению с другими, высечение заповедей на «золотой доске».
Действие – это «анти-этика». Это искажение реальности, позволяющее поддерживать свой мир иллюзий и другие «дружественные» миры.
Игра – это «сверх-энтузиазм», ставка на карту своего мира иллюзий против чьего-то мира.
Постулат – Действие более высокого тона. Это изготовление конструкций (блоков, фрагментов) для моделирования своего мира.
Безмятежность (нирвана) – Этика более высокого тона. Это выход из игр, созерцание миров без постулирования. Это знание своего потенциала без желания его использовать.
Индивидуальность – это наслаждение отделённостью от других, незнанием своего потенциала.
Статика – это «супер-индивидуальность». Это потенциал, само удовольствие в «чистом виде».
1 Говоря о скуке как об «апатии более высокого тона», ЛРХ тем самым показывал, что эмоциональное колебание «Апатия» не чистое, не «гармоническое», а содержит более высокую гармонику с кратной частотой «Скука». Аналогично можно рассмотреть и саму апатию как «сожаление высокого тона», и другие тона описываемой шкалы.