Любое причиняющее действие индивида проводится по команде УМА и всегда имеет множество объяснений-оправданий, которые, в случае чего, используются для того, чтобы отбиться от обвинений. Оправдания – это «соломка» на тот случай, если придётся падать. УМ тем более настойчиво советует что-то делать, чем более внушительное количество оправданий он имеет. Даже если он будет уличён в нелогичности, уже само внушительное количество «логичных» оправданий должно перевесить этот «маленький просчёт». Вот почему так трудно подвести человека к признанию своей ошибки (вины): он просто считает её незначительной по сравнению с количеством блага, которое он хотел принести своим действием. Поэтому спорить о чём-либо вообще малоперспективно. Лучше просить или давать указания. Если не срабатывает – принимать соответствующие меры. В споре вы, наверное, сможете докопаться до истины – незамеченного просчёта, но только если у вас хватит времени, терпения, выдержки и мастерства, прежде чем ваш собеседник или вы сильно рестимулируетесь и откажетесь продолжать общение.
Оправдываясь, индивид обычно преследует следующие цели:
1. Снять ответственность с себя (отрицать знание того, с чем он ранее согласился).
2. Переложить ответственность на другого (навязать знание того, с чем другой ранее не соглашался).
3. Направить внимание на недостатки потерпевшего (разоблачить).
4. Отвести внимание от своих точно таких же недостатков (скрыть).
Недостатки – это проявления, действия, с которыми не принято мириться, а принято бороться (на основании согласия большинства), т.е. подавлять любыми средствами. За это-то согласие (большинства) и цепляется УМ, когда строит оправдательную защиту или принимает решения.
Презумпция своей невиновности – основная позиция индивида за «щитом» своего ума. Если он и опускается до самобичевания (признания вины), будучи припёртым к стене аргументированного обвинения, то всё равно он действует с целью защиты остатков своей правоты. Зная, что «лежачего не бьют», признающий вину жертвует значительной частью своей правоты в надежде на сохранения её остатков (часто – жизни, статуса, роли). Даже самоубийца, признавая себя неправым в том, что он причинил, всё же право распорядиться жизнью своего тела оставляет себе. Самоубийство – акт отчаянного самооправдания.