Анализ изменений способности иметь в течение жизни индивида показывает, что эта способность снижается с течением времени. Рассмотрим, например, способность иметь детей. После рождения индивида она у него есть только в будущем; он узнаёт о ней не сразу и осознаёт в полной мере, достаточно повзрослев. С этого момента, можно считать, что он «пробудился» и ЗНАЕТ1 это, до тех пор, пока не встретит привлекательного индивида противоположного пола. При этом он уже … уверен, что у него будет ребёнок. (НЕ ЗНАЕТ, потому что при участии другого индивида, обладающего своим ЗНАНИЕМ, это невозможно.) Далее выясняется, что добиться расположения индивида противоположного пола не так-то просто, и тогда наш индивид испытывает настоящий азарт, включаясь в любовную игру с неизвестным концом, ЗНАЯ О том, что «от этого могут быть и дети» (а могут и не быть!). Но мало начать игру, нужно её продолжать, и наш индивид проявляет значительную активность и СМОТРИТ, что из всего этого получается. Наконец, он добивается взаимности и через определённый срок чувствует эйфорию при рождении ребёнка (помните?). Кажется, что возникающий энтузиазм при рождении детей, – это подъём по тону. Однако относительно чего? Относительно ежедневной рутины это, конечно, подъём, и весьма значительный. Но относительно того накала любовной игры и разного рода сопутствующих действий, энтузиазм – это снижение по тону, и это уменьшение обладательности. Когда индивид не имел этого ребёнка – он имел максимально возможную способность его иметь, получил – в значительной мере потерял способность иметь данного ребёнка, подобно тому, как потенциальная энергия частично перешла в кинетическую. Далее, по мере подрастания ребёнка, наш индивид-родитель опускается по ступенькам восхищения своим детищем, живости в заботах о нём, радостного удивления его действиями, увлечения его воспитанием, любопытства его занятиями, расчётливости в обеспечении его необходимым для жизни, равнодушия к его существованию… Если возникнет угроза его жизни, то заботливый родитель будет опускаться ещё ниже по шкале тонов и, соответственно, растрачивать свою способность иметь. С пропаданием угрозы он, конечно, подтянется к более высокому тону, но до эйфории, не говоря уже о безмятежности, ему с этим ребёнком никак не подняться. Не поэтому ли так хочется, порой, родить ещё одного, а потом и ещё?
Механика данной вселенной такова: способность постепенно и неуклонно перетекает во что-то реальное. Но подобно качающемуся маятнику, реальное может обратно преобразоваться в способность, если, конечно, индивид примет в этом сознательное участие, если он будет стремиться к такой цели.
Таким образом, единственное назначение хорошей духовной практики состоит в том, чтобы правильно сориентировать индивида и побудить его двигаться вспять, к вершинам, с которых он так легко скатился, и, в конце концов, к выходу из этой вселенной в более крутую предыдущую.
* * *
– Легко сказать, «выйти». Это будет не проще, чем выйти в космос без скафандра и ракеты.
– Скафандром будут знания, а ракетой-носителем – технология. Поехали?!
1 См. шкалу «От Знать до Тайны» ЛРХ.