Делая других неправыми, индивид смотрит в банк и вытаскивает картинку, на которой подобное «неправильное»1 действие привело к поражению индивида. Обвиняемый также вынужден сунуться в свой банк и посмотреть на картинку с подобными неприятностями. Таким образом, обвиняющий рестимулирует и себя, и обвиняемого. Результат этой игры зависит от того, в какую картинку уткнётся носом обвиняемый. Если в картинке он потерпел поражение, то, скорее всего, он не станет настаивать на своём «неправильном» действии и исправится. Если же поражение потерпел его противник, то обвиняемый, безусловно, будет продолжать делать то, что привело его к победе. Обвиняющий будет думать, что его соперник упрямый, глупый, аморальный, жестокий, коварный, ленивый, безжалостный, бестактный и т.д. и т.п. Хотя на самом деле обвиняемый просто не хочет отступать от своей выигрышной линии. И в этом он как игрок «прав»! В любом случае обвинение – это начало игры с непредсказуемым концом. И в любом случае она будит «спящих собак» в реактивных банках соперников. Вряд ли это наилучшая стратегия.
Хорошо бы, если бы тот, кто действует «неправильно», сам бы пересмотрел своё поведение и стал действовать в полном соответствии с «правильной» линией. У ЛРХ есть технология для такого решения данной проблемы, изложенная в бюллетене «Вы можете быть правы». Однако применение этой технологии требует высокого искусства и немалого знания сильных и слабых мест воспитываемого. Это настоящий процессинг, для проведения которого нужно иметь достаточно хорошие условия (хотя бы согласие искренне отвечать на вопросы типа «В чём ты прав, когда делаешь … ?») У руководителя подчас нет ни умения, ни условий, ни желания проводить процессинг. Но у него есть ВЛАСТЬ и немного времени, чтобы её употребить.
Обвинения обычно принято применять потому, что этот метод кажется очень простым и быстрым. Но на деле руководитель только портит деловую атмосферу, делая её похожей на кухонную склоку, и усложняет себе дальнейшее управление. Часто обвинения разваливаются, как только обвиняющий получит достаточно данных, для того чтобы занять ту же позицию, с которой он был не согласен. Но «воздух уже испорчен». А вам нужно добиться от подчинённого «правильных» действий. Как же быть? Всё очень просто.
1. Вы объявляете о том, что считаете «правильным». Подчинённый не делает этого, «потому что …» (мотиваторы).
2. Вы пытаетесь, насколько возможно, улучшить условия труда, чтобы снять часть мотиваторов. Подчинённый опять не делает этого, «потому что …» (новые мотиваторы).
3. Вы продумываете реальные в ваших условиях меры наказания и поощрения за «неправильные» действия («кнут и пряник») и объявляете о своих решениях (постулатах) подчинённому. В зависимости от его дальнейшего поведения вы применяете либо «кнут», либо «пряник». Конец игры.
Примечание: если вы не уверены в том, что можете дать этот «пряник» или стегнуть «кнутом» (поставить подчинённого в «зону смерти»2), то ослабьте свой напор на подчинённого до лучших времён и найдите компромиссное решение.
Короче, делайте известными и реализуйте свои постулаты. А собаки пусть спят спокойно.
1 В данном тексте слова «правильно» и «неправильно» заключены в кавычках из-за относительности этих понятий. «Что правильно, а что не правильно, зависит от индивида и от игр, в которые он играет». (Д. Стефенс «Анализ ума»).
2 В. Тарасов «Принципы жизни (книга для героев)».