Прелюдия

Машины создавались для того, чтобы помочь выжить человечеству. Теперь – наоборот. Хм, судьба не лишена иронии.

Морфеус1

Составное понятие «душа и сердце» вызывает у каждого человека вполне определённые ассоциации. До настоящего времени в области духовных практик мне не встречалось удовлетворительного разъяснения, что же такое «душа» и что же такое «сердце» в таких фразах как «щедрая душа», «доброе сердце», «душа нараспашку», «принимать близко к сердцу», «душа не спокойна», «сердце радуется», «боль в душе», «чувствовать сердцем», «душевный подъём», «дела сердечные», «отвести душу», «чистое сердце» и т.д., и т.п. Саентология ушла от толкования этих слов, употребляя вместо «душа» слово «тэтан» и игнорируя «сердце» как не относящийся к духовности орган кровообращения. Вместо слова «душа», используемого ортодоксальными религиями, исследователи разных течений предпочитают говорить «Существо» или «духовное существо», «дух», «статика», «индивид», «личность», «персона», «игрок» или даже по старинке «человек», имея в виду «осознающую себя единицу осознания». Всё это хорошо, но нормальные люди по-прежнему представляют «душу и сердце» как некие разные и отдельные от себя вещи! И религия с поэзией тут ни причём, они лишь мистически оформили то, что каждый в себе ощущает.

Попытаемся найти ответ с помощью Шкалы тонов, или Шкалы эмоциональных состояний, которая была впервые описана в 1950 г. Л. Роном Хаббардом в «Дианетике» как особое свойство психики, знание которого позволяет анализировать и предсказывать поведение человека. Несмотря на множество изданных материалов на тему Шкалы тонов, в связи с ней остаётся до конца не прояснённым такой вопрос: что это за штука такая, которая управляет человеком?

Давайте посмотрим. В Саентологии принято говорить, что каждый человек находится (?) на каком-то уровне Шкалы тонов. Время от времени этот тон может меняться, в зависимости от внешних условий и внутренних особенностей человека, но это изменение вполне закономерно (!) и поддаётся анализу в традиционном психологическом ключе. Что вообще может работать стабильно и закономерно раз от разу, от человека к человеку? Машина, механизм. Дух (тэтан) не обладает никакими измеряемыми характеристиками, а наоборот присваивает их всему, что создаёт. Свойства человеческой натуры – это проявления разнообразных устройств (машинок), которыми человек себя вооружил. (Обратите внимание, чем увешаны и чем заполняют своё ближайшее окружение представители Homo Sapiens: машинами да игрушками.) Нематериальных машин, конечно, не увидеть обычными глазами. Но их работа регистрируется с помощью Э-метра или ощущается другими людьми (т.е. их машинками, поэтично называемыми «фибрами души»); людям с неиспорченным экстрасенсорным восприятием удаётся их даже «ясно видеть». Саентологический термин для этих машин – сущности. В отличие от самостоятельно оперирующего Духа, сущности не осознают себя и работают по программе. И беда Духа в том, что он (в результате имплантирования2 или собственных решений) отождествил себя с роботами-существами и передал им управление.

Если эмоции – это проявление определённой сущности (группы сущностей), то её следует как-то назвать, чтобы не путать со Шкалой тонов, которая представляет собой важную характеристику этой сущности. Назовём её ЭМОТОНом (от слов «эмоция» и «тон»). Эмотон есть не только у человека, но и у высокоразвитых животных, обладающих нервной системой и органами чувств – каналов для передачи информации о состоянии вселенной. Чем развитее нервная система, тем сложнее, совершенней версия эмотона. По данным ранней Саентологии, эмоции могут создаваться в диапазоне от тона смерти (0.0) до энтузиазма (4.0). Более поздние исследования показывают, что верхняя граница эмоций простирается до тона ощущений, чувств (16.0), а между нулём и 16-ю есть ещё несколько не отмеченных ранее уровней (см. РАСШИРЕННАЯ ШКАЛА ТОНОВ ДЖ. ФИЛБЕРТА в Приложении).

В терминах энергетических центров тела, называемых чакрами, можно сказать, что «сердце» в представлении человека – это 3-я сердечная чакра, а «душа» – вся совокупность чакр от 1-й до 8-й – это и есть эмотон. Эмоции могут излучаться по любому каналу или нескольким одновременно, но «сердцу» отведена самая почётная роль «глашатая человеческой души», видимо, потому, что третья чакра фокусирует, усиливает вибрации других центров и, подобно рупору, излучает их в пространство.

С одной стороны, эмотон подобен музыкальному инструменту, на котором его хозяин может играть как по своему желанию, так и вынужденно, когда его провоцируют другие люди. Говоря технически, он представляет собой приёмо-передающее устройство, плавно или скачками перестраивающее рабочую частоту в чрезвычайно широком диапазоне. В материальном мире, пожалуй, нет музыкальных инструментов или технических устройств, сравнимых с эмотоном по диапазону перекрытия частот. Нет и более чувствительного, чем он, приёмника, который, как чуткая арфа, откликается на … ветерок мыслей (символов, слов, картинок и т.п.). Что касается излучаемой мощности, то её бывает достаточно, чтобы полный зрительный зал довести до экстаза или сердце и мозг – до инфаркта и инсульта. Разумеется, и приёмник, и передатчик, и их избирательную систему с усилителем мощности в придачу можно рассматривать как организованную группу сущностей. Но сейчас для наших рассуждений это не столь важно.

* * *

Каждый раз, когда вы чистите зубы, смотрите фильмы или рекламные ролики, слушаете музыку, просматриваете картины живой природы или полотна в галерее, вступаете в коммуникацию с другими людьми (одитинг, беседа, пение, театр, танец, секс и т.д.) – во всех этих процессах принимают участие «душа и сердце». Когда вы испытываете страх, то возникают неприятные ощущения в области низа живота (1-я и 2-я чакры), а когда вы в радости, то чувствуете, как перехватывает горло и к голове приливает кровь (чакры с 4-й по 8-ю). 3-я чакра работает в любом случае, что замечается по учащённому сердцебиению. Из-за этого полагают, что «сердце» есть нечто отдельное от «души», хотя на самом деле это части одного и того же многоголосного эмотона, выполняющие разные функции и по-разному ощущаемые.

В Саентологии есть понятие «среднего тона» – того уровня эмоций, на котором человек пребывает большую часть времени. Чем он определяется? Только «управляющими сигналами» – мыслями Духа: думая об одном и том же, человек создаёт примерно одинаковые эмотонные вибрации. Некоторые люди, занимаясь любимым делом в тоне сильного интереса и выше, могут заглушать даже серьёзные проблемы с телом, не давая эмотону «раздувать» вибрации боли и страха. Каков «средний тон» этих людей? При наличии многоголосного эмотона ответ не может быть однозначным.

Разумеется, по степени совершенства эти инструменты (сущности) от одного человека к другому различаются и весьма существенно3. Но это бы ещё полбеды. Главная заключается в том, что эмотон не осознан, действует автоматически, так что его хозяин (Дух) считает генерируемые эмоции своими, и когда они выходят из под контроля (ничего себе «свои»!), ломает немало дров.

* * *

Отношения между людьми основаны на коммуникации, проходящей через различные фильтры4. Плохими или хорошими отношения становятся в зависимости оттого, как Существа воздействуют на эмотоны друг друга словами, картинками, запахами, прикосновениями и пр. Семейная жизнь приносит радость, если каждый возбуждает эмотон своего партнёра бережно и искусно, не дёргая за струны, доставляющие неприятные ощущения. И она же становится адом, если партнёры нещадно бьют по «расстроенным клавишам» друг друга и перестают возбуждать те области, которые жаждут ласковых прикосновений. Любовь – это эмотонная музыка. Она проходит, когда эмотоны, вместо того чтобы «петь в гармонии» друг с другом, издают скрежет и вой. По-видимому, стремление иметь рядом с собой талантливого исполнителя на своём эмотоне является важной причиной вступления в долгосрочные брачные отношения (в животном мире то же самое, только форма выражения проще). Если приглядеться, то где бы люди ни общались, они постоянно бренчат на эмотонах друг друга, и чем более активно и умело, тем приятнее для них протекает жизнь. Эмотоны очень ЛЮБЯТ, чтобы на них играли, причём бережно!

Известно мнение, что коммуникация на 90% состоит из эмоций и всего на 10% – из информации. Вибрации эмотонов – это, на языке радиотехники, несущая частота, а информация в словесной или иной форме – модулирующий сигнал. Чем больше передаваемые по линии коммуникации данные окрашены настроением, тем эти данные быстрее «доходят» до ума. С другой стороны, если сообщение обёрнуто в несоответствующую эмоцию, оно не только не воспринимается, но и может быть понято наоборот. «Ты меня любишь?» – спрашивает она в тоне сильного интереса. «Люблю, люблю» – отвечает он торопливо. И оба остаются недовольны такой плохой коммуникацией. Она огорчилась, уловив неприятие и не почувствовав такого же интереса, какой генерировал её эмотон, а он раздосадован её неуместным вопросом, чуть было не испортившим самый острый момент матча. «Это ТАК ты меня любишь?!» – повторяет она вопрос, перестроившись на тон сочувствия. «Ну, дай нормально досмотреть футбол. Потом…» – отвернув голову от экрана, отвечает он в её тоне. Это – хорошая коммуникация, потому что прошла на одинаковой несущей частоте. Но предыдущий цикл оставил на «душе и сердце» (в уме) обоих рубцы.

Если вы когда-нибудь беседовали с саентологами (особенно церковными), профессионально обученными технике коммуникации, то могли заметить, что их стиль общения необычен. Сначала вы получите удовольствие оттого, что ваш собеседник старательно вас выслушивает, следит за соблюдением всех фаз цикла коммуникации и поддерживает двусторонний цикл. Но через какое-то время можете поймать себя на мысли, что разговариваете с роботом. В чём дело? Дело в том, что тренировки цикла коммуникации и Шкалы тонов проводятся у них порознь, поскольку Шкала тонов не входит ни в формулу коммуникации, ни в тренинги по ней. «Воспроизведение и понимание в точке приёма» для обученного саентолога означает только это, и ничто иное. Тогда как в этой вселенной по-настоящему воспроизвести и понять кого-либо (а также дать собеседнику понять, что вы его поняли) можно только точно настроившись на его эмоцию. В лучшем случае «настоящий саентолог» будет держаться на полтона выше по шкале, чтобы «поднять вас по тону», как его учили, в худшем – будет, бравируя, стоять насмерть в своём высоком тоне. То же самое в одитинге, когда преклир в низком тоне слышит от вышколенного одитора «Понятно!», а в высоком тоне консервативное «Так, продолжайте…», АРК разрывается. Конечно, всё это не относится к талантливым ребятам, которые интуитивно используют эмоциональную подстройку.

* * *

Несмотря на автоматичность эмотона, его можно перевести в полуавтоматический режим. Этим занимаются, как умеют, родители, воспитывая своих детей. Более квалифицированно этому учат на психологических тренингах, в музыкальных школах, театральных и изостудиях, школах танцев или боевых искусств и в прочих причудливых уголках этой вселенной.

Безусловно, конечный результат настройки зависит не только от совершенства технологии и умения учителей, но и от исходного состояния инструментов. Но в любом случае восстановить управление эмотоном стоит. Ваше восприятие реальности обогатится новыми красками, что поможет лучшему рассмотрению вселенной «как есть» и, в конце концов, выходу из неё.


1  Х/ф «МАТРИЦА»

2  См. Пилот «Супер Сайо», часть 8.

3  В качестве художественной иллюстрации вопиющей деградации эмотонов см. х/ф «Кин-Дза-Дза».

4  См. Оуран «ТАНЕЦ ДУХА», статья «05. Природа коммуникации».