Фуга

Тогда я вспомнил то, что считаю одним из великих открытий Рона: если вы сможете заставить преклира сознательно делать то, что его ум делает автоматически, то он вернёт себе управление над этой функцией своей психики.

Дэннис Стефенс «АНАЛИЗ УМА»

Возникло ли у вас желание потренировать свои «душу и сердце»? Как бы вы ни владели «собой» и ни «справлялись с эмоциями», вы можете ещё лучше это делать, за меньшее время и с большей лёгкостью. Нотами для нас будут пункты Шкалы эмоциональных тонов. В Приложении дана РАСШИРЕННАЯ ШКАЛА ТОНОВ ДЖ. ФИЛБЕРТА. Распечатайте её и просматривайте во время выполнения упражнений.

ПРИМЕЧЕНИЕ: в любой момент, когда устанете, прервитесь, чтобы отдохнуть. Но самое главное – следите за «крышкой» на голове (см. 13. ПЕСНЯ ДЕЛЬФИНА), не накапливайте умственные массы!

1. Легато1

Поиграем с тонами, которые знает (буквально) каждая собака:

4.0              Энтузиазм

3.5              Жизнерадостность

3.3              Сильный интерес

3.0              Консерватизм

2.9              Умеренный интерес

2.8              Довольный

2.5              Скука

2.0              Антагонизм

1.8              Боль

1.5              Гнев

1.1              Скрытая враждебность

1.0              Страх

0.9              Сочувствие

0.5              Горе

0.05              Апатия

0.00           Смерть

Начнём с тона 0.00. Прочтите слово «Смерть» и попробуйте создать соответствующую вибрацию. Возможно, в уме возникнет картинка мёртвого тела. Это нормально, ведь слова – только символы, обозначающие образы-картинки. Независимо от результата восприятия этого тона, через какое-то время переходите к следующей ноте «0.05 Апатия», и так далее вверх по шкале. Дойдя до самого верха, спускайтесь обратно и снова поднимайтесь наверх, будто разыгрывая гаммы. Не торопитесь, главное – качество. Наша задача, словами дзен, – услышать хлопок одной ладони. Восприятия, скорее всего, будут слабыми. Ведь мы включаем маломощные задающие генераторы, без усилителей. Некоторые вибрации поначалу вообще не получается ощутить никаким боком, хотя другие откликаются. Продолжайте попытки, пока не получится. (Маленький совет: чтобы получить вибрацию тона «1.8 Боль», можно ущипнуть своё тело.)

2. Стаккато2

После того как вы научитесь перестраивать свой эмотон плавно (легато), переходите к освоению приёма стаккато. Включили вибрацию, получили ощущение (пусть самое крошечное, но несомненное) – и тут же выключили: слушаем тишину! Поиграйте «гаммы» таким приёмом «дотронься – отпусти» вверх и вниз по шкале, до удовлетворения.

3. Арпеджио3

Довольно легко перемещаться по клавишам маленькими шажками, теперь попробуйте-ка попрыгать через тон (легато и стаккато): 0.00, 0.5, 1.0, 1.5 и т.д., вверх и вниз, затем 0.05, 0.9, 1.1 и т.д., вверх и вниз, до удовлетворения.

4. Интервалы

Возьмите теперь любые два тона шкалы и переключайтесь с одного на другой и обратно (легато и стаккато), затем любые другие два тона, до удовлетворения.

И невероятное: попробуйте сыграть обе ноты … одновременно! Обратите внимание, что не всякие сочетания «звучат» (воспринимаются) приятно. Определите для себя, какие являются гармоничными, а какие – нет. Здесь у вас должно быть несколько маленьких открытий!

5. Аккорды

Ну, раз уж вы овладели интервалами, то с таким же успехом научитесь брать аккорды. Сначала точно так же возьмите любые три тона шкалы и переключайтесь с одного на другой и обратно (легато и стаккато), затем любые другие три тона, до удовлетворения.

После этого смело берите три ноты одновременно или сначала одну, удерживая её, добавьте вторую, удерживая обе, третью. И так же, как с интервалами, определите для себя «благозвучные» сочетания и неприятные.

В принципе, если желаете, можете натренироваться брать аккорды с любым числом «нот»: это только пальцы могут нажать не более чем 10 клавиш сразу; ум не имеет такого ограничения.

6. Мелодии

Теперь вы готовы играть эмотонные сочинения: легато, стаккато, с аккордами и без. Если стесняетесь, то запритесь в отдельной комнате, чтобы никто не слышал, и потренируйтесь столько, сколько потребуется.

7. Глиссандо4 и пиццикато5

И, наконец, освоив пианолу, перейдём к управлению симфоническим оркестром. Эмотону присущ не только широченный диапазон частоты колебаний, но и возможность плавной перестройки по частоте. Раз так, то на нём можно играть приёмами глиссандо и пиццикато.

Рассмотрим полную Шкалу тонов, которая делится на несколько диапазонов, характеризующих существование духовного существа. Интересующий нас диапазон Эмоций простирается от тона «0.0 Смерть» до примерно «16.0 Ощущения, чувства». Продолжая упражнения во всём диапазоне Эмоций, не торопитесь, иначе настройка будет некачественной, и вы можете проскочить мимо чего-нибудь интересного. Возможно, вы даже обнаружите новые пункты или скорректируете известные. В конце концов, любое понятие имеет какое-то положение (несколько положений) на Шкале тонов, какой-то эмоциональный окрас, который вы с ним сопоставляете, когда используете6.

Очень полезно научиться различать голоса «души» и «сердца». Просто понаблюдайте, в какой области тела какие ощущения возникают. Не забывайте уточнять свои наблюдения и в процессе обычного общения в реальной жизни.

Когда получится глиссандо, отработайте пиццикато и все остальные приёмы, освоенные в предыдущих упражнениях. Наконец, если захотите, можете научиться играть настоящие эмоциональные фуги, которые будут услышаны и по достоинству оценены не только вами одними!

8. Играющая тэта

И напоследок самое невообразимое упражнение. Попробуем выйти в «открытый космос», т.е. поскользить и попрыгать по ВСЕЙ Расширенной шкале тонов! А почему бы и нет?! Ведь вы – в первую очередь – тэта! Тэта, которая может, если захочет, оперировать на любом уровне. Собственно Расширенная шкала и представляет ступени бесконечной лестницы Бытия, уровни существования. Смело ныряйте к самому дну, тону «– 400.0 Духовная смерть» и всплывайте, медленно и постепенно, к божественному тону «+ 400.0 Независимость (владычество)». Любопытно, что каждый пункт, даже за пределами диапазона Эмоций, будет иметь какой-то присущий только ему одному эмоциональный оттенок, поскольку и в этом упражнении эмотон продолжает отзываться эхом на ваши мысли.

Это важно: во всех упражнениях не ограничивайтесь одними только восхождениями по Шкале тонов, как это обычно практикуется. Спуски вниз имеют не меньшее значение для понимания работы эмотона и нашей деградации как духовных существ в этой вселенной. Чем больше подъёмов и спусков сделаете, чем виртуознее научитесь перестраиваться, тем скорее преодолеете автоматичность. Предела скорости нет, но наращивать её следует постепенно.

В конечном итоге, научившись по своей воле принимать и переживать любой из уровней существования, а также легко переходить с одного на другой («менять естьность»), можно прийти к простому восприятию этих уровней «как есть» – Божественному Бытию!

Как вам такая перспектива?

 

Заключительные комментарии

Как только вы начнёте тренировки, то заметите, что становитесь более притягательными для других людей, не говоря уже об увеличении вашего собственного наслаждения от общения.

Эту вселенную можно реально воспринимать не как вселенную Силы, а как вселенную Чувств; ваша гамма чувств может стать заметно богаче с проработкой Расширенной шкалы тонов7.

Эмотон подобен собачке, которая очень радуется, когда её просят подпрыгнуть; отныне только от вас зависит, какое вам иметь настроение и иметь ли его вообще.

Дерзайте!


1  ЛЕГАТО (ит. legato букв. связно, слитно) – муз. связное исполнение нескольких звуков; в пении и в игре на духовых музыкальных инструментах достигается исполнением звуков на одном дыхании, на струнных смычковых муз. инструментах – одним движением смычка (вниз или вверх); противоп. стаккато.

2  СТАККАТО – муз. отрывистое исполнение музыкального звука или звуков (противоп. легато).

3  АРПЕДЖИО – муз. исполнение звуков аккорда не одновременно, а вразбивку, обычно начиная с нижнего тона; применяется при игре на арфе, фортепиано и др. муз. инструментах.

4  ГЛИССАНДО – приём игры на муз. инструментах: лёгкое и быстрое скольжение пальцем по струнам арфы или смычковых инструментов (скрипки и т.п.), на фортепиано – скольжение одного или нескольких пальцев по клавишам (преимущественно белым).

5  ПИЦЦИКАТО – приём извлечения звука щипком на струнном музыкальном инструменте, а также муз. произведение, исполнение которого основано на этом приёме.

6  Это может стать темой отдельного фундаментального исследования.

7  См. также Оуран «ТАНЕЦ ДУХА», статьи «13. Постулаты: ложь, проклятая ложь и статистика» и «24. Характеристики Великой шкалы тонов».