СЛЫШАТЬ

Бывало ли так, что в разговоре ваш собеседник допустит какую-либо неловкость, а вы не в состоянии себя сдержать?

Это упражнение направлено на то, чтобы исключить подобные ситуации. Вы должны действовать по обстановке. Итак, если вы обсуждаете с шефом вашу карьеру, а он уже третий раз рассказывает понравившийся ему анекдот или страдает отрыжкой, то вам не стоит в ответ корчить недовольную гримасу или смеяться над ним. Вам стоит БЫТЬ ТАМ, ВИДЕТЬ его и СЛЫШАТЬ то, что он говорит, — ведь вас интересует ваша карьера, а веселиться вы будете на вечеринке с друзьями. В некоторых случаях будет уместна ваша легкая улыбка, но только тогда, когда ваш собеседник ржет как скаковая лошадь, а если он сидит, насупившись, то ваша легкая улыбка может стоить вам разрыва отношений.

В этом упражнении выполняются все предыдущие упражнения, но только одним студентом. В этом упражнении у напарников разные роли, и один напарник является студентом и проходит упражнение, а другой напарник тренирует его — дальше мы его будем называть просто «тренер».

Тренер должен вызвать у студента реакцию на свое поведение. Для этого он может хитро улыбаться, корчить разные рожи, издавать странные звуки, показывать немые сцены удивления, восторга, обиды, зависти и любых других эмоциональных состояний, присущих человеку. Далее могут идти смешные слова, фразы, подколки, намеки, пародии на людей, зверей и на все остальное. Ближе к концу упражнения, когда студент уже достаточно хорошо справляется с ним, нужно начать использовать заявления компрометирующего и оскорбительного содержания. Говоря простым языком, хамить, наезжать и издеваться. Может, это и неприятно, но надо уметь справляться с вещами подобного рода. В общем, было бы неплохо, если бы вы входили в десятку лучших артистов-пародистов, а поскольку вы в нее не входите, руководителю курса придется помочь вам осилить это нелегкое ремесло в достаточном для этого курса размере.

Итак, вы — тренер, и вы начали тренировать своего напарника, и вы лукаво улыбнулись, но ваш напарник — парень не промах, он уже по жизни прошел через огонь, воду и медные трубы, и его так просто не возьмешь. Но, мой вам совет, повторите свою улыбку раза три-четыре перед тем, как решить, что он памятник, и на него это не действует. Возможно, он вовсе не крут, а держит оборону из последних сил, и внутри он уже уписался от смеха. Хорошо, вы добили его, и он не смог сдержать свой смех. Полдела сделано, скажите ему: «ДОСТАТОЧНО». Он перестанет делать упражнение, вы дадите ему краткий комментарий по поводу того, почему вы прервали его тренировку, и скажете: «Ты улыбнулся». Попросите его приготовиться и опять верните его к выполнению этого упражнения фразой «НАЧАЛИ».

Дальше вы как тренер должны сделать так, чтобы то, на что среагировал ваш напарник, больше на него не действовало. Ваша задача помочь напарнику разобраться в том, что с ним происходит, где он сам, а где его вещи. А для этого вы должны повторять в точности именно то, что вызвало у него реакцию. И вы повторяете именно ту свою последнюю улыбку, от которой ваш напарник среагировал. Повторяете ее столько раз, сколько необходимо для того, чтобы его реакция пропала. Затем вы ищете что-то другое, на что он мог бы среагировать, и опять повторяете до тех пор, пока у него не пропадет реакция. Лучшие результаты получаются, если одного человека тренируют разные люди. Напарники меняются ролями примерно через 10-20 минут и тренируют друг друга по очереди, но смена роли должна производиться только тогда, когда вы закончили работу над какой-либо штучкой, вызвавшей реакцию у вашего напарника.

Заканчивается это упражнение тогда, когда вы больше не можете найти что-то, что вызовет реакцию, а ваш напарник уверен, что вы этого и не найдете, так как он готов воспринимать достаточно широкий диапазон человеческих проявлений.

Возможность сделать это упражнение сильно зависит от качества выполнения предыдущих упражнений. Если студент позволит себе думать о том, что вы говорите, получить от него реакцию будет очень просто. Он действительно должен уметь воспринимать информацию, не размышляя над ней, и это позволит ему воспринимать любую информацию. Тренер в этом упражнении улучшает свою способность быть источником достаточно разнообразного вида сообщений, даже таких, которых он раньше стеснялся или боялся.

Если студент не может справиться с этим упражнением, его вместе с напарником возвращают на предыдущие упражнения.