ПРИЧИННОСТЬ

Бывает так, что вас обвиняют, критикуют или наказывают. В этом нет ничего полезного для вас, и лучше это прекратить. Обвиняющий или наказывающий вас человек на самом деле не понимает, что он только усложняет ситуацию, а объяснить ему это бывает практически невозможно. Может, он в детском садике писался в штанишки, и дети смеялись над ним и даже показывали пальцем. Ему было очень обидно, он очень хотел защитить себя и сделать из этих гадких детей фрикадельки по-фламандски. Но тогда он был слишком мал, слишком слаб и слишком обижен. Желание защитить себя он так и не реализовал, и оно осталось в его уме. Лет через 20-30 он стал достаточно силен и влиятелен, и хотя он уже не писает в штанишки и над ним никто не смеется, его оставшееся с детства желание защититься влияет на него из глубин его подсознания и, повинуясь ему, он отыгрывается на вас. Если вы самодовольный глупец, то, конечно, вы не дадите себя в обиду и испортите отношения с человеком. Хотя заметьте, этот несчастный на осознанном уровне может ничего против вас и не иметь, просто он отрабатывает застрявшие в детстве и окопавшиеся в глубинах его подсознания стремления. Он, конечно, дает вам повод — надрать ему задницу, — но если вам это сейчас не нужно, то лучше вывести его из этого состояния.

Способ прекратить поток его обвинений, не вступая с ним в спор и не устраивая из этого скандал, заключается в том, что надо быть причиной тех действий, которые запланированы, и ни в коем случае не поддаваться на всякие провокационные заявления.

Даже если ваша жена говорит: сволочь, ты опоздал на 5 минут, как ты мог!!!

Вы отвечаете: да, я не подумал, что в центре будут такие пробки, и опоздал. Если нас еще пустят в зал, то пошли скорее.

Она: ты никогда обо мне не думаешь.

Вы: угу… так что, пошли? Нам туда!

Это был пример того, как навык, который мы собираемся отрабатывать, проявлялся бы в обычной жизни. Теперь же давайте попробуем его разложить по полочкам и потренировать.

1. Надо понять, что вам говорит собеседник, — понять не просто содержимое речи, а понять причину его волнений или возмущений. Без понимания причины вы не сможете урегулировать ситуацию.

2. Надо урегулировать или успокоить. Урегулировать — означает признать себя причиной сложившейся ситуации и найти из нее выход.

3. Надо вернуть собеседника к необходимому действию. Вернуть — означает проявить такое стремление к этому действию, противиться которому бесполезно.

 

Напарники сидят на стульях, как и во всех предыдущих упражнениях, и выполняют требования всех предыдущих упражнений.

Тренер придумывает и объявляет ситуацию, в которой есть одно общее дело. Например: идем в кино, клеим обои, катаемся на велосипеде. Затем тренер делает заявление, которое должно увести студента от возможности продолжать объявленное совместное действие. Результаты тренировки будут тем лучше, чем больше способов ухода будет проработано. Лесть, хамство, истерики и логическое обоснование невозможности этого действия надо проработать обязательно. Эти заявления тренер может придумывать сам или брать из нижеприведенного списка:

Прими душ — от тебя воняет!

Ты делаешь мне назло!

Перестань кричать на меня!

Всегда у тебя я виноват, а ты — никогда!

Ваши друзья — ужас.

Вы слишком много говорите.

Ты сильно облысел с тех пор, как я последний раз тебя видел.

Ты такой жирный — неудивительно, что ты так потеешь.

Вы одеты ужасно.

Надеюсь, на этот раз у тебя есть подходящее оправдание.

Знаешь, ты ведешь себя как твоя мать.

Не умничай.

Пошел в задницу.

Постарайся на этот раз не облажаться.

Вы серость.

Вы ведете себя как ваш отец.

Вы думаете, я воспринимаю вас всерьез?

Постарайся не тормозить, как обычно.

У вас есть еще какое-нибудь оправдание?

Это все?

Я хотел бы тебя трахнуть.

Вы на самом деле красивы, не так ли?

Вы знаете, чем больше я стараюсь вас понять, тем меньше понимаю.

Студенту надо понять причину такого сообщения, и он спрашивает: «Что происходит?»

Тренер сначала сразу дает причину, а потом некоторое время уводит студента в сторону, перед тем как выдать ее.

Студент делает короткое заявление о том, чего он не хотел получить в этой ситуации и что хотел. Например: я не хотел тебя огорчать, я не думал, что эта фраза может быть оскорбительной для тебя.

Студент урегулирует ситуацию. Он извиняется и предлагает продолжить то действие, которое тренер объявил в начале тренировки.

ПРИМЕР ДИАЛОГА:

Тренер: девушка с парнем встретились в городе для того, чтобы пойти к другу на день рождения.

Тренер: Ну что ты одел?!!!

Студент: Что не так?

Тренер: Этот галстук не идет к этой рубашке!!! Ты что, не видишь этого?!!!

Студент: Я видел, что цвета разные, но не придал этому значения. Извини.

Тренер: блин, ну что теперь делать, ну ты, ей-богу, как маленький.

Студент: можно так прийти, можно купить другой, или просто его снять?

Тренер: лучше сними.

Студент: хорошо, положи его в сумочку, — бежим, вот наш автобус.

Тренер говорит «достаточно» и прекращает тренировку при замешательстве студента или проявлении любой неспособности справиться с упражнением.

В этом упражнении напарники попеременно тренируют друг друга.

Упражнение заканчивается, когда студент легко справляется со всеми ситуациями без попыток защититься и дать отпор, без стеснений и ошибок. Или когда студент в значительной степени повысил свою уверенность в отношении этого упражнения.