А зал гремел от лож и до райка
На праздниках Шекспира и Ануя,
И он за всем следил издалека,
Завидуя, злорадствуя, ревнуя.
Эдуард Барсуков «ТЕАТР СУДЬБЫ»
ПРОЛОГ
– Ты веришь в судьбу, Нео?
– Нет.
– Почему?!
– Неприятно думать, что тобой манипулируют.
– Я тебя прекрасно понимаю!
Х/ф «МАТРИЦА»
Человек настолько хочет быть Хозяином своей судьбы, что в мире даже считается правилом хорошего тона на неё не жаловаться. Подбадривая друга, говорят: «Всё в наших руках!». Но в другой раз, восхищаясь кем-то, заключают: «В счастливой рубашке родился!» Один человек невезучий, другой – «баловень судьбы». На одного «звёзды с неба сыплются», а другой «звёзд с неба не хватает».
В чём же дело? Что всё-таки скрывается за видимыми головокружительными успехами одних людей, которые становятся знаменитыми или даже великими, и очень скромными достижениями других, которые «никем» не становятся. «Конечно, способности!» – скажет саентолог, и будет прав. Он даже авторитетно объяснит, что у каждого эти способности потенциально есть, но по недоразумению за тысячи тысяч перевоплощений духовные существа сами угробили свои способности, бедняги. Но всё в их руках, никогда не поздно сыграть обратно! Саентология построена на оптимистичной вере в восстановление способностей любого человека до такого уровня, который простым смертным даже и не снился. Однако практика многолетних занятий миллионов людей в этом направлении даёт малоутешительную статистику: лишь очень небольшая часть тех, кто когда-то брался за эту задачу, устойчиво обрели рекламируемые «божественные» способности, т.е. необыкновенные ясновидение, экстрасенсорику, постулирование. Ирония всего этого в том, что отдельные личности особо не нуждаются в духовных практиках, обладая такими способностями с самого рождения или после шоковых потрясений. Это, конечно, не уменьшает значения духовного развития, но ставит под вопрос его «неограниченные перспективы». Заметьте: никто из «серьёзно продвинутых» не стал в итоге «совсем другим человеком»; это всё те же знакомые нам игроки, но более раскованные в общении, порядочные, стрессоустойчивые и «молодые духом». Те же!
Если к знаменитой формуле Шекспира «Жизнь – игра, люди – актёры» отнестись серьёзно, а не как к банальной истине, к которой вроде уже и нечего добавить, то возникает несколько вопросов. Как устроен Театр? Кто режиссирует и ставит пьесы? Откуда актёры знают свои роли? Суфлирует ли им кто-то в момент игры и каким образом? Люди – марионетки в чьих-то «ловких и натруженных руках»1 или они всё-таки способны жить-играть, как хотят?
Попробуем с этим разобраться, получив ответ на следующие ключевые вопросы:
1. Что на самом деле определяет стартовые способности человека?
2. Предопределены ли на самом деле характер и судьба человека?
3. На какие изменения можно рассчитывать, занимаясь самосовершенствованием?
1 А. Макаревич «МАРИОНЕТКИ».